Упряжка для собак: скорость в сердце, лапах и душе

Упряжка для собак скорость в сердце, лапах и душе

Начинаем с саней

Сани, используемые для упряжки, называются нартами и отличаются легкой деревянной конструкцией. Их длина может варьироваться в пределах 2-4 м в зависимости от цели применения. Для обычной загородной прогулки с одной собакой достаточно и небольших нарт, которые она сможет потащить. Ширина полозьев составляет примерно 10-14 см, располагаются они на расстоянии 55–75 см друг от друга.

В полозья вставляются примерно 3 бруска полметра высотой, в их середине делаются углубления для перекладин, скрепляющих половины саней. К передним краям полозьев прикрепляется дуга, ее рога подтягиваются к первой паре брусьев. Также нужны продольные доски, которые кладутся на поперечные связи и опираются в дугу. Для скрепления всех частей используются ремешки.

История

Древнейшие находки собачьей упряжи, нарт и костей собак были обнаружены на Новосибирских островах и, согласно радиоуглеродному анализу, имеют возраст 7800—8000 лет.

На территории России до 1950-х годов существовали, по Э. И. Шерешевскому (1946), другим авторам и архивным материалам, следующие аборигенные породы ездовых собак: гиляцкая (амурская и сахалинская группы), камчатская (ительменская и корякская группы), анадырская, чукотская, якутская (индигирская и колымская группы), енисейская (несколько групп).

Оба полюса Земли были покорены на собачьих упряжках. Северный полюс — экспедиция Роберта Пири (1909 год), Южный — экспедиция Руаля Амундсена (1911 год).

Самый длительный арктический переход на собачьих упряжках составил 10 000 километров, от Уэлена до Мурманска, в ходе полярной экспедиции газеты «Советская Россия» в 1982—1983 годах[1].

Известное событие с участием ездовых собак — «Великая гонка милосердия» 1925 года, в ходе которой в населённые пункты была срочно доставлена противодифтерийная сыворотка.

Изготавливаем потяг

Кроме нарт вам потребуется и другое снаряжение для и прочих ездовых пород. В первую очередь это центральный ремень для буксирования. Северные народности его называют «потягом». Примечательно, что на некоторых территориях так же называется и сама упряжка для собак.

Изготовить этот элемент можно из длинной кожаной перевязи или надежной, толстой веревки. Рассматривая, как сшить упряжь, следует отметить, что длина ремня определяется количеством животных, которые вы хотите запрячь. Зачастую это 1-14 четвероногих помощников. Помните, что не стоит заставлять одно животное тащить более 50 кг груза.

Потяг представляет собой основу всей конструкции. Он привязывается к дуге спереди саней. К нему прикрепляются специальные боковые ремешки, к которым затем пристегиваются шлейки с собаками парами с обеих сторон. Не забывайте, что вожак должен обязательно находиться в ведущей паре, которая идет первой. Такой способ обустройства упряжи называется цуговым или парным. Запрягать нужно хорошо обученных животных, которые неукоснительно слушаются хозяина.

Есть еще и веерный способ, который часто используются новичками и не настолько совершенен как первый. При этом способе четвероногих помощников привязывают к нартам по отдельности, и они двигаются как бы веером. Вожаки в данном случае ставятся по бокам.

Норвежские спортивные метисы

Само название породы говорит о предназначении этих собак — они настоящие спортсмены (ски-джоринг, байк-джоринг). Выведены были норвежские спортивные метисы в 80-е годы прошлого века в Норвегии кинологом Нильсом Андреасом Ханзеном путём скрещивания нескольких пород: курцхаар, грейхаунд и пойнтер. Крупные курцхаары отличались размерами, а грейхаунды — скоростными показателями при беге.

Смесь этих пород дала отличный результат, но ему не хватало выносливости. Поэтому этих собак ещё раз смешали с курцхаарами, в результате чего получились метисы. Они отлично бегали, характеризовались необычайной силой, но отличались агрессивностью к другим представителям собак, что становилось причиной озабоченности для их владельцев

Поэтому внимание для очередной вязки было обращено на пойнтеров из большого итальянского питомника «Венто». Этим собакам как раз не доставало мощи, а они сами были абсолютно неагрессивны

В результате вышли собаки, обладающие достаточной мощностью, чтобы тянуть лыжника или другой груз, интеллектом, способностью развивать высокую скорость, к тому же, без признаков беспричинной агрессии. Этих собак назвали норвежские спортивные метисы.

Такое приспособление, как , раньше применялось только в упряжках, но сейчас аксессуар используется для контроля над поведением питомца во время прогулки и позволяет удерживать собаку в удобном положении.

Несколько секретов пошива шлейки

Ездовым животным знаком ошейник , но тяжести они тянут с помощью шлейки. Она представляет собой широкий ремешок, перехватывающий собачью грудь через холку, непосредственно за передними лапами. К нему перпендикулярно прикрепляется еще один ремешок, который перехватывает грудь животного под шеей.

Это своеобразная петля, надеваемая через голову, закрепляемая вокруг туловища и поддерживаемая дополнительными спинными лямками. Ее конец находится на боку животного и фиксируется к потягу.

На современном нишевом рынке представлено большое количество разнообразных приспособлений подобного рода, но не все они подходят для ездовых конструкций. Сделать шлейку можно и своими руками из нежестких кожаных ремней, ширина которых не должна быть меньше 4 см. Более тонкие перевязи будут просто врезаться в кожу животного, раня его.

При изготовлении этого снаряжения следует непременно учитывать размеры каждой конкретной собаки. Для снятия мерок используется обычная сантиметровая лента, которая есть в арсенале у каждого портного. В обязательном порядке следует измерить расстояние от холки до хвоста, обхват грудной клетки за передними лапами и обхват шеи.

Для скрепления всех элементов между собой применяются карабины, которые облегчают надевание и снятие сбруи, что особенно актуально в условиях минусовой температуры и использования громоздких рукавиц. Наиболее предпочтительны современные карабины, изготовленные из высококачественной стали.

Большой спорт

На территории России соревнования по езде на собаках проходят под эгидой РФЕС. На официальном сайте организации можно прочесть об условиях допуска к участию, расписание, устав и много другой полезной информации.

Порода собак в упряжке может быть любой, выбор не ограничивается исконно ездовыми собаками (хаски, маламуты и др.). Существует разделение по возрастным классам, по сложности трасс и количеству собак в упряжке – каждый начинающий каюр сможет выбрать наиболее удобные для себя условия. Помимо традиционных гонок на пулках (нартах), участки соревнуются в езде на картах, велосипедах и лыжах, а так же в беге с собакой.

Устройство упряжки

Логичность и простота конструкции – результат тысячелетнего опыта. Испокон веков упряжка для собак изготавливалась своими руками, лично каюром, который знает каждое животное – особенности его характера, анатомии, степень выносливости и т.д. Потяг мог быть кожаным (кожа моржа, лахтака) или веревочным (плетеная пенька). К потягу крепились или вплетались ремни (постромки), к которым крепятся собаки. Чтобы распределить нагрузку и уберечь собак от травм, для фиксирования использовался сыромятный алык или шлейка (довольно тонкая и эластичная, но прочная кожа тюленя и др. морских животных).

От того, сколько в упряжке собак, зависит количество ремней, вплетаемых или крепящихся к потягу. Например, для коротких переходов в хорошую погоду и без тяжелого груза достаточно 4-6 собак, чем дольше переход, хуже погода и тяжелее груз, тем собак больше (8-20). Но обычно в потяг вплеталось 6-8 ремней (12-16 собак), а если в таком количестве животных не было необходимости, лишний конец (задний) оставался в нарте, т.е. потяг крепился к нарте тем участком, от которого начинает расходиться требуемое количество ременных пар.

Разумеется, не имея должного опыта, упряжка для собак своими руками – это нонсенс. Слишком много мелких деталей, каждая из которых важна для безопасности каюра и животных. Например, отсутствие качественного амортизатора между потягом и нартами увеличивает риск травм во время движения по неровной почве, во время резких поворотов и остановок

Особое внимание уделяется шлейке, которая теперь изготавливается не из кожи, а из легкой прочной синтетики: крестовина должна располагаться строго по центру груди. Чуть выше – собака начнет задыхаться, ниже – повредит лапы или натрет кожу так, что не сдвинется с места от сильной боли

Подбрюшный ремень упряжи для собак не должен сдавливать животное, но и слишком свободным тоже не может быть, иначе нагрузка будет распределена неверно, что в итоге приведет к самым тяжелым последствиям, вплоть до утраты собакой трудоспособности. В общем, шлейка должна идеально сидеть на собаке, не сковывать движений во время бега, не нарушать кровообращение, не натирать кожу и еще много таких «не», которые известны только опытным каюрам.

К радости начинающих любителей ездового спорта, части упряжи или упряжку целиком может приобрести каждый желающий. Цены даже на самые качественные изделия вполне демократичны. Но, конечно, лучше обратиться к частному мастеру, который изготовит всю систему по индивидуальным меркам каждой собаки.

Собачья упряжка

Глава из книги «Азы выживания».

Если кто-то думает, что из нескольких набранных и первых попавшихся Шавок можно соорудить упряжку для поездки на нартах, то это, мягко говоря, не совсем так.
Одну или двух необученных собак в упряжку можно поставить, но все остальные должны быть уже обучены этому ремеслу. С другой стороны, любую собаку можно обучить для работы в упряжке, но. Тут есть некоторые особые требования.
Собачки после трудного или длительного перехода просто валятся от усталости на снег и если вы используете для упряжки короткошерстных боксеров, стаффордшир-терьеров, русских гончих, понтеров и немецких догов, то эти собачки у вас до смерти простудятся, после первой же гонки. Значит, с выше перечисленными собачками гонки устраивать можно, но в щадящих условиях и недалеко от теплых мест для ночевок. Для настоящей упряжки, расчитанной на сверхтяжелые условия нужны собачки привыкшие спать в любую стужу на открытом воздухе. То есть, для этих целей надо использовать северных лаек. Желательно крупных пород, они сильнее и больше вытянут.
Для не сведущих. Лайки бывают и карликовых пород. Например, карело-финская. Чисто комнатная порода, с высотой в холке у особо крупных самцов до 42 сантиметров. Для примера противовеса, якутская лайка до метра в холке и веса под семьдесят кило, с хвостом поленом. Правда эта «лайка» откровенная разновидность одомашненного волка, но это уже другая история.
Кстати, даже при условии, что собачки крупные и сильные, вес груза расчитывают так, на одну собачку не более 20 (двадцати) килограммов груза. В общий вес груза входит и вес нарт. Это для длительных или тяжелых маршрутов. На спор (их хозяев) иные собачки могут вытянуть и до тонны, но обычно недалече, метров на десять, двадцать.
Полезное дополнение: ездовые собачки обычно умирают прямо в упряжке и на бегу. Собачки не любят полумер, если защищать человека так не щадя жизни, работают тоже до последней, своей возможности и с большой охотой. А умирают с превеликой благодарностью и любовью к своему человеку-хозяину (к любому хозяину). В последние минуты собачки не вспоминают пинки и затрещины ни за что или за просто так, для профилактики. Не вспоминают скудную кормежку, зверское содержание, издевательства и прочие человеческие «недосмотры» или изыски. Они умирают с благодарностью, что хозяин у них все же был и с сожалением, что не могут и дальше послужить своему хозяину верой и правдой. Поэтому перегружать собачку грузом не стоит, можете свою собачку потерять в первую же поездку. Для того чтоб угодить хозяину собачка пойдет даже на смерть, а отказаться от непосильной работы собачка может не догадаться.
Итак, как же научить свою собаку тянуть лямку от груженных нарт или везти саночки с вашим ребенком?
Все довольно просто.
Собственному псу надо просто показать как это делать. Запрячь его и напару с песиком тащить груз (санки). В конце концов пес сам начнет справляться с заданием. Сразу предупреждаю, обучение может растянуться на пару недель, но может хватить и полдня обучения. Как повезет. Главное терпение и никаких наказаний. В конце концов пес поймет, что его хозяину нужно и разобьется в лепешку, лишь бы угодить хозяину.
Как вы помните, для рабочей упряжки надо шесть, семь собачек и индивидуально обучать всех сразу сложно, но все равно можно. Щенкам будущих ездовых собак, в пяти-шести месячном возрасте вешают на поводке поленья и щенки в итоге привыкают тянуть волочащийся за своей спиной груз. Заодно привыкают к шлейке, ошейнику, поводку и привязи.
Ездовые собаки знают, что такое ошейник, но груз тянут с помощью шлейки. Это широкий ремень, перехватывает грудь собаки через холку, сразу за передними лапами и перпендикулярно к этому ремню прикреплен (пришит) еще один ремень перехватывающий грудь собаки под шеей. Обычно шлейки шьются индивидуально на каждую собаку. В отверстие между грудным и подгрудным ремнем просовываются передние лапы собаки и шлейка застегиваются на собаке в районе холки. Там же крепится и крепление лямки-потаска. Именно такой вариант шлейки наиболее подходит для ездовых (домашних) собак одиночек.
Вообще-то вариантов шлеек много, также как и мест где собак используют или использовали в качестве ездовых. Собаки тащат нарты цугом (парами и друг за другом) или веером (это когда все собаки в упряжке примерно на одном растоянии от передка нарт). Шлейки должны обеспечить самим собачкам удобство в работе и универсальность в применении для хозяина упряжки. Металлические детали на шлейках и вообще на всей сбруе не желательны, особенно при минусовой температуре.
Особое обучение у собаки вожака упряжки. Этот пес должен знать команды: вперед, стой, право и влево. А также: сидеть, лежать, фу и т.д. Вожак упряжки на особом положении. Вожак должен быть полноправным лидером, самым сильным и опытным в драках. Хозяин упряжки специально ссорит всех остальных собак из упряжки с вожаком. Вожак спит (по возможности) в тепле, в помещении рядом с хозяином и чаще получает от хозяина подачки. Остальные собачки спят на вольном воздухе, в снегу и питаются тогда, когда их захочет накормить хозяин.
Во время рабочих переходов, рабочих собачек кормят раз или два в сутки. В нерабочее время (летом) собак не кормят вообще, принуждая их питаться подножным кормом или кормят раз в неделю, чтоб собачки от такой жизни не разбежались во все четыре стороны. Естественно, собачки летом бегают куда захотят и где захотят. Унижтожая всю живность и все ягодники в огруге. Заодно раззоряют помойки и очищают округу от падали, дерьма КРС и заражаясь всеми возможными, заразными болезнями.
У порядочных хозяев ездовые собаки получают корм круглый год, а в рабочее время еще и усиленный паек. За один рабочий день собачки могут похудеть на 5-10 процентов своего веса. Иным людям бы так. Порядочный хозяин также следит за здоровьем собак и периодичностью проводимых прививок.
Собачьи драки также доставляют массу неудобств как самим собакам, так и их хозяевам. Необходимо изучить собачью психологию и предотвращать возможные драки. Во время собачьей драки нельзя кидаться разнимать (их) в самую середину, распинывать собак ногами, бить дубиной всех подряд или растаскивать собак железными баграми. А именно такие, неправильные способы прекращения собачьих драк обычно предпринимаются. В итоге хозяева обязательно получают укусы от собственных и чужих собак, порваную одежду, а также калечат и убивают собак. Зарабатывают кровных врагов в лице хозяев чужих собак или познают на себе тонкости судопроизводства.
Немного о собачьих драках. Собачьи драки бывают двух видов: доказательство своего превосходства и встреча на равных. Второй вариант более опасный и может закончиться смертью одного из бойцов. Первый заканчивается обычной трепкой одного пса, драка заканчивается обычно очень быстро и почти бескровно.
Если у обеих сцепившихся в драке собак рядом хозяева, каждый хозяин хватает свою собаку за задние лапы и собак растаскивают в стороны. Если обе собаки собственные, то разгоняют их обливая водой (летом) или метровой длины ремнем, хлопая собак по задницам. Подойдут также куртка и гибкая ветка, сдобренные громкими, голосовыми приказами. Незабывайте, что самый главный вожак среди ваших собак это ВЫ. Бить собак и прочих братьев меньших по голове нельзя, можно нечаянно выбить им глаза.
Собачьи драки в группе собак обычное явление. Собачки быстро выясняют свой статус и кто кого должен бояться. Хозяину же достаточно держать подальше друг от друга самых непонятливых или задиристых. Раздавать корм соблюдая очередность по статусу, никого не обделяя или наоборот, не награждая выборочно особыми знаками внимания. Если погладили одну, то гладьте и всех остальных. Если шлепнули одну, то шлепайте и других. Иначе вся стая «поможет» вам наказать провинившуюся, накажут также и ту собачку, что заимела особое расположение от хозяина.
Неприлично сравнивать собачьи повадки с человеческим поведением, но параллель есть. Точно такое же поведение у подрастающих уголовников в исправительных колонниях. Постоянное выяснение лидера, собственного статуса и привилегий, драки одной территориальной групировки с другой, негласные законы поведения. Бесприкословная дисциплина, любая вольность в поведении жестоко наказывается и никаких (человеческих) ограничений в поступках на территории противника и со слабым противником.
Запряжку цугом проводят по собачьему статусу. Впереди вожак и самые первые по статусу, сзади самые последние. Драчунов ставят в разные пары, понятно почему. Запряженные таким образом задние собачки, видя наконец-то убегающего пса с более высоким статусом, хотят его укусить и лучше тянут нарты, но как бы задний пес не старался догнать переднего, он не может. Передний пес знает о серьезности намерений заднего и убегает, а заодно тоже тянет нарты. В такие моменты задний может укусить переднего по настоящему, не заботясь в этот момент о статусе. Убегает, значит может получить по полной программе, «как гад позорный».
В запряжке веером, вожак и самые первые в середине, последние по краям. Но тут другой способ подгонки. Все псы соединены парами с общим ремнем протянутым через кольцо на нартах (санях). Если один пес из пары начинает «сачковать», то начнет задевать(ударяться) задними лапами о передок нарт и естественно прибавляет ходу, и тяги. Другие пары тоже обязаны держать скорость и тягу на уровне остальных. В итоге все собачки в упряжке бегут с одной скоростью и тягой.
Но! Самое интересное, что все собаки знают, что основная работа это тянуть нарты. Все хитрости хозяина хороши только споначалу, затем собачки показывают, что знают первопричину своих действий.
Собачки на бегу иногда ранят ноги и по каким-то другим причинам не могут тянуть нарты, но если такую собачку отстегнуть от упряжки, чтоб она хотя бы самостоятельно добежала до конца маршрута, собачка первое время пытается встать третьей в какую-то пару. И только потом уходит назад и бежит за нартами.
Собаки на ходу умудряются ходить по малому и большому, работа превыше всего. Но выскочивший заяц, лиса или кошка (в поселке) могут испортить всю поездку. Особенно в населенном пункте, где вы враз станете ходячим анекдотом для всего поселка. Не отчаивайтесь, у вас были достойные предшественники. Все проходили через это.
Осталось рассказать о нартах, управлении собачками, одежде и обуви для собачек и еще много чего, что связано с собаками, собачьими гонками и прочими собако-человеческими делами, но это уже в другой раз.

Читайте также  Почему и зачем собаки едят траву

Восемь лохматых сил: новогодний тест-драйв собачьей упряжки

Как известно, Санта развозит подарки детям на оленьей упряжке. Инициатива благая, да и картина благолепная. У нас же олени в тот день имелись разве что в виде горячего блюда, и обкатать их не удалось. Зато вместо оленьей упряжки удалось «протестировать» собачью – и сегодня, в новогодние праздники, мы приглашаем вас на этот полушутливо-полусерьезный тест-драйв.

Э то на первый взгляд упряжка выглядит транспортным средством примитивным: казалось бы, зацепил, зацепился – и покатил. Однако когда свое средство передвижения перед началом тест-драйва надо еще и собрать, задача становится куда интереснее. Более того, здесь все продумано получше, чем в иных автомобилях: для откручивания масляного фильтра не нужно иметь метровую руку с тремя локтями, а пробка заливной горловины не остается на ключе зажигания, гордо путешествуя с вами по АЗС. Собственно, и масляного фильтра-то тут нет, а заливная горловина вовсе без пробки, зато зубастая и почти всеядная. И компоновка двигателя необычная, и привод самый что ни на есть полный. Познакомимся поближе?

Хочешь поехать – собери их всех

Современные машины стали простыми, банальными и элементарными в управлении. Подошел, открыл, не доставая ключа, уселся, завел мотор нажатием кнопки – и двинулся по своим делам, нежась под потоками ароматизированного воздуха из климатической системы. То ли дело упряжка: хочешь поехать – собери все сам. Собери собак по территории, если не догадался привязать их с вечера, потом собери их в упряжку. Хорошо хоть нарту собирать не надо – по крайней мере, каждый день. Потому что и без нее забот тут хватает.

На фото: третий, пятый и восьмой цилиндры

Итак, начнем со сборки «мотора». Компоновка тут, как мы уже помним, необычная: это двухрядная «восьмерка». Бывают и другие конфигурации: к примеру, с семью «цилиндрами», и с пятью (привет, Audi и Volvo), и с другим их числом. Но нам повезло: у нас их полных восемь, а это, вдобавок, значит, что в упряжке будет два «вожака».

Да-да, это в обычном моторе все цилиндры одинаковые и равноправные (хоть система смазки иногда об этом и не знает), а здесь сборка усложняется иерархическими и функциональными тонкостями. Первыми (или первым) в упряжке становятся вожаки – это самые умные собаки, которые не только знают, но и выполняют команды «водителя». За ними идут тягловые пары – они выполняют более простую работу, следуя за впередиидущими компаньонами. Ну а поскольку нагрузка на собак увеличивается по мере приближения к нарте, которую они тащат, то последняя пара – это самые сильные (но не самые глупые) псы: они выполняют основную работу при старте с места, да и вообще особо не расслабляются при движении.

Как видно, такая двухрядная компоновка обеспечивает большую компактность силового агрегата при сохранении требуемой мощности и числа цилиндров (примерно тем же руководствовались создатели VR- и W-образных моторов). Осталось только собрать «движок» воедино: к счастью, тут не нужны инструменты, достаточно лишь немного силы и ловкости рук. Роль объединяющего цилиндры «блока» тут выполняет центральный потяг, от которого в стороны отходят постромки. Каждая собака крепится двумя постромками. Передний постромок короткий и цепляется за ошейник: его основная роль – направлять собаку вдоль осевой линии, не позволяя ей шнырять вправо-влево. Задний постромок более длинный, и он-то как раз является элементом «трансмиссии», передавая тягу от лап к нарте. У первого ряда собак передних постромков нет, они соединяются одним постромком только между собой – это позволяет рулить им и ими, направляя упряжку, куда следует.

Огромное преимущество упряжки перед почти любым колесным транспортным средством (кроме разве что какого-нибудь Шамана) – это полный, полнейший привод. В нашем случае это 8х8 или даже 32х32, если считать по-честному. Такой расклад позволяет трогаться практически в любых условиях, а поскольку «шины» здесь весьма «шипованные», то и пробуксовка почти исключена. Куда важнее справиться с избытком тяги на старте, чем задуматься о ее возможном недостатке.

Но и вопрос комфортного старта здесь тоже решен! В машине за плавное трогание с места отвечает сцепление (зачастую с дорогущим двухмассовым маховиком), а здесь все гораздо бюджетнее в ремонте и проще по конструкции. Чтобы каюр (а именно так называют «погонщика», ездока или водителя), стоящий на полозьях позади нарты, смог удержаться за нее озябшими руками при буйном старте, в потяге прямо перед нартой имеется эластичная вставка. Она растягивается при трогании с места, обеспечивая плавный старт и компенсируя рывок, который гарантированно устроят лохматые источники неиссякаемой тяги.

А тяга здесь поистине неиссякаемая: главным преимуществом хаски является не столько их мощность, сколько выносливость и запас хода. Эти собаки, похоже, никогда не устают: в ожидании поездки они вертятся, скачут, роют ямы, воют и лают (да-да, вопреки некоторым мнениям, они умеют и лаять), а стоит остановиться в ходе заезда, как они немедленно принимаются возиться, жрать снег, откапывать и опять-таки жрать какую-то жухлую траву и прочие подснежные деликатесы, а также валяться в снегу.

Одно только наблюдение за тем, как уже запряженная собака в нетерпении подпрыгивает вверх и вперед, отлетает назад, одергиваемая постромками, и прыгает снова и снова, ясно дает понять, сколько в них энергии.

Ну и уже заговорив об энергии, стоит упомянуть о максимальной скорости, запасе хода и расходе топлива. Разумеется, наш тест был крайне коротким, едва ли превысив километр, но по словам инструкторов-каюров, в день собаки могут пройти более ста километров в среднем темпе, а максимальная скорость с «форсированным мотором» из подготовленных спортивных псов , идущих по хорошей дороге, может превышать 70 километров в час! «Заправлять» упряжку нужно всего раз в день – метаболизм у собак медленный, и вечернего кормления хватает на сутки. Да и прихотливость в еде у них, похоже, поскромнее, чем у вашего спорткара, требующего 98-й бензин: конечно, одной какой-нибудь юколой их всю жизнь кормить не стоит, но и воротить носы от предложенного угощения они вряд ли станут. Все лучше, чем снег и жухлая трава, в конце концов.

Роскошь и технологии

Почти разобравшись с силовым агрегатом, можно отвлечься и взглянуть на экстерьер и интерьер самой нарты, а заодно поговорить об управляемости.

Экстерьер и конструкция нарты – торжество простоты. В нашем случае это компактная грузопассажирская нарта: каюр, как мы уже знаем, стоит сзади, на концах полозьев, а в самой нарте может расположиться пассажир или груз. Полозья деревянные, но снизу имеют пластиковые накладки для улучшения скольжения. Ну а еще в конструкции нарты стоит отметить «зону программируемой деформации»: дугу в передней части, которая предохраняет нарту от повреждения в случае лобового столкновения, а после такого столкновения легко заменяется на новую. Как видите, здесь все тоже отнюдь не так примитивно, как может показаться.

Читайте также  Папилломы у собак: причины, диагностика, лечение

Еще одна важная техническая составляющая нарты – это тормоза. Сколько, говорите, у вас тормозов в автомобиле? Два, основной и стояночный? Ерунда, здесь их три. Конечно, это во многом вынужденная мера: гидропривод к лапам не присобачить, а тормозить как-то надо. Поэтому ступеней торможения три. Для легкого притормаживания здесь есть металлическая пластина с небольшим поперечным гребнем, расположенная между концами полозьев нарты, на которых стоит каюр: для снижения скорости он просто встает на нее ногой, и гребень врезается в снег. Но для полной остановки этого катастрофически мало, так что на этот случай в задней части есть уже более длинные и острые крючья, наступая на обратную сторону которых, «драйвер» вгоняет их в снег. Ну а роль стояночного тормоза выполняет крюк-якорь на тросе, который вонзают в поверхность уже после полной остановки упряжки.

Ну вот, с техникой закончили – пора погружаться в роскошь интерьера нарты. Что? Говорите, больно простецки тут все? А вот и нет: в отделке интерьера используется исключительно натуральное дерево, обивка (ладно, накидка) сиденья – натуральная оленья шкура. Как говаривал Джереми Кларксон – «такого даже в Майбахе нет!». Так что не торопимся с выводами, усаживаемся в удобный кокпит с экстремально низкой и спортивной посадкой и готовимся к самому главному – поездке!

С ветерком и азартом

Да, вышеизложенный инструктаж практически полностью подготовил нас – а заодно и вас – к поездке: ведь не так важно, как разгоняться, куда важнее знать, как тормозить. А тормозить мы умеем – правда, не можем, потому что управляет упряжкой каюр сзади, а мы возлежим на оленьей шкуре в грузопассажирском отсеке. Однако не стоит думать, что ключевой корень в слове «грузопассажирский» – это «груз».

Нарта управляется как смесь старых Жигулей и спортивного мотоцикла: специальными громкими словами, ногами и туловищем.

Правда, слова здесь исключительно позитивные: ими каюр подбадривает и подгоняет собак, регулируя тем самым скорость. Ногами, как нам уже известно, он тормозит. А вот поворачивать нарту и всю упряжку целиком – целое искусство.

Во-первых, для идеальной управляемости впереди должны идти по-настоящему толковые собаки, которые понимают, что им крайне нежелательно огибать дерево с разных сторон или бежать «прямо и все». Ведь хаски – не лошадь, и никаких, даже самых примитивных средств прямого воздействия на ведущего упряжку вожака нет. Поэтому каюр во многом полагается на собак – а сам при этом вовсю рулит непосредственно нартой.

Здесь вариантов два: для легкого поворота ему достаточно встать обеими ногами на полоз на той стороне, в которую нужно сместиться. Это немного меняет развесовку, и нарта сползает вправо или влево. Ну а если поворот более крутой, то нужно представить себя героем олдскульной игрушки Road Rash, где отмороженные байкеры гоняли на мотоцикле с люлькой. Причем представить себя нужно именно тем персонажем, что едет в люльке: в правых поворотах он свешивается из нее наружу, чтобы создать противовес и препятствовать опрокидыванию мотоцикла. Ну а каюру так нужно делать и в левых поворотах тоже. Чем круче поворот, тем сильнее надо свешиваться – и вот тут мы вспоминаем о том, что тоже в нарту не в качестве груза залезли. Хочешь – не хочешь, а чтобы не хапнуть полный рот снега или древесной коры в крутом повороте, телом подвигать тоже придется. А ты и не против!

Единственное, о чем вспоминаешь уже во время движения – это полное отсутствие у нарты такой штуки как подвеска. Собакам-то ваши страдания неведомы: они не замечают ни колдобин, ни корней, ни камней, а вот тот, кто расположился в салоне, ощущает часть дефектов дорожного полотна. Но назвать нарту некомфортной сложно: все же полозья длинные, и неровности проходятся плавно, «ползком». Главное – не наскочить на острый камень или продольную корягу: такое препятствие может оставить неизгладимый след на вашей. репутации.

Главное – душа

Знаете, некоторые автовладельцы говорят, что у их машины есть душа. Может, оно и так – но сама машина это никоим образом не доказывает. А вот у нашей упряжки совершенно точно есть целых восемь душ. Мятежных, отважных и лохматых. Поэтому, завершая тест-драйв, обязательно стоит попрощаться с каждой собакой. Потрепать по загривку, похлопать по боку, почесать за ухом, предложить любимой жухлой травы или даже чего повкуснее. Ведь автомобиль просто постоит на улице и на следующее утро заведется так же спокойно и беспристрастно, как и вчера. А собаки рады видеть вас каждый день. И этим они точно лучше любой машины.

Собачья упряжка: древнейший внедорожник

В чём уникальность собачьей упряжки, как транспорта? Какую роль сыграли ездовые собаки в освоении Севера? И каким образом они не раз спасали людские жизни?

Холодный воздух щиплет за нос, снег радует всеми цветами радуги, и солнце слепит глаза. Ветер бросает в лицо колючую снежную пыль, а вокруг белый простор и природа. Мышцы приятно ноют от напряжения, от скорости захватывает дух, но хочется мчать под собачий лай ещё быстрей. Это всё и есть езда на собаках!

Сейчас езда на собаках – захватывающее развлечение и зрелищный спорт. Люди тратят огромные средства на снаряжение и экипировку, а собаки прикладывают огромные усилия, чтобы первыми добежать до назначенной точки. А раньше от собачьих усилий зависело куда больше, чем приз на финише.

Они доставляли жизненно важные лекарства, на войне вывозили раненых, а перевозка полярных экспедиций и их грузов целиком и полностью лежала на собачьих плечах, вернее на санях, запряжённых ими. Верные псы сделали для человека куда более, чем кажется. Без них от болезней и на войнах погибло бы больше людей, а освоение Северного и Южного полюсов было бы отложено на несколько десятков лет. Да и в наши дни связь между полярными станциями часто осуществляется при помощи ездовых животных. Давайте познакомимся со всем, что связано с собачьей упряжкой.

Древнее пирамид в Египте

Новосибирские острова, лежащие в Северном Ледовитом океане, принесли научному миру множество сенсационных открытий и находок: кости доисторических животных, предметы быта первобытных племён и другие. Среди них – деревянные нарты, собачьи кости и ремни из сыромятной кожи. Весь этот «комплект» не что иное, как собачья упряжка. При этом, древнейшая из найденных – исследования показали, что её возраст составляет около 8 тыс. лет! Представляете, египтяне ещё не начали строить пирамиды, а эскимосы уже вовсю ездили на собаках. Можно с уверенностью сказать, что собачья упряжка – один из самых первых гужевых транспортов человечества.

За 8 000 лет устройство упряжки не изменилось. Она по-прежнему состоит из нарты и собак. Их может быть от 8 до 12-ти. Животных запрягают в шлейку (она ещё называется алык) и попарно пристёгивают к потягу – центральному ремню, который прикреплён к нарте. Скорость передвижения и пройденное расстояние зависят от тяжести груза, состояния дороги и количества ездовых животных. При хороших погодных условиях собачья упряжка может развить скорость до 10 километров в час и даже выше.

Собака человеку друг, это знают все вокруг

Работают собаки в возрасте от 1 года и до 12 лет, а дальше у них начинается пенсия. Одно животное может увезти максимум 50 кг, но если запрячь больше собак, то это позволит увеличить количество груза в нарте. Все породы ездовых псов просто обожают бежать в упряжке, и чем сложнее дорога, тем только веселее для них. В это трудно поверить, но тащить нарту они могут весь день.

Исследователи и рабочие Севера и сегодня используют собачью упряжку наравне с моторными снегоходами. Но почему они всегда отдают предпочтение собакам, а не оленям? Во-первых, собаки – неутомимые труженики. Им достаточно дать несколько передышек днём и сон ночью, и они будут сохранять бодрость до конца путешествия. Во-вторых, собакам не требуется подножный корм: чаще всего их кормят сушёной рыбой – юколой. В-третьих, псы лучше ориентируются на местности и могут сами выбирать дорогу в пурге. Благодаря этим качествам ездовые псы кое в чём даже превосходят снегоходы!

Сейчас в упряжке используются несколько пород: самоеды, хаски, лайки, маламуты и несколько пород ездовых. Среди всех них выделяются самоедские собаки – не животные, а очаровательные комки белоснежного пуха и шерсти! Такое название псы получили оттого, что, идя в упряжке, они сливаются со снегом, и издали может показаться, что нарта едет сама.

Русские первопроходцы, осваивая дальневосточные земли в 16-18 веках, переняли у местных народов этот способ передвижения и тоже передвигались на ездовых собаках. Это являлось ещё более выгодным потому, что в то время в Сибири было мало лошадей.

Как уже говорилось, полюсы Земли люди осваивали на собачьих упряжках. В 1909 году состоялась экспедиция Р. Пири, когда человек впервые достиг Северного полюса. А годом позже, в 1910-12 годах, норвежская экспедиция под началом Р. Амундсена покорила Южный полюс. Если бы этим храбрым людям не помогали собаки, то экспедиции просто не состоялись бы – в тяжелейших условиях ледяного безмолвия в то время собачьи упряжки были единственным возможным транспортом.

Самая большая спасательная операция, проведённая с помощью собачьих упряжек, – доставка лекарств от дифтерии в город Ном на Аляске. Этот знаменитый 5-дневнй переход прошёл в 1925 году. Благодаря собакам были спасены десятки взрослых и детей.

Кроме участия в экспедициях и освоении новых земель собачьи упряжки принимали участие в войне. Тогда использовали маленькие сани зимой и повозки летом, в которые запрягали 2-4 собаки. Животные перевозили раненых, доставляли медикаменты и прочие грузы. Такие упряжки были просто спасением в труднопроходимой местности или в условиях отсутствия другого транспорта.

Первые официальные гонки на собачьих упряжках состоялись в Канаде более, чем полтора столетия назад – в 1850 году. Они были частью мероприятий Зимнего Карнавала, проходившего в городе Сент-Поле. Но большую популярность эти соревнования обрели в лишь конце 19-го века на Аляске, когда за дело взялись американские предприниматели. Аллан Александр и Леонард Сеппалла превратили гонки на собаках в спорт и стали первыми победителями соревнований 1932-го года.

Сейчас зимние соревнования с ездовыми собаками проходят в нескольких дисциплинах: гонки на собачьих упряжках с нартами, гонки на собаках, запряжённых в пулку (маленькие санки) и гонки лыжников, буксируемых собакой.

Самыми зрелищными являются, конечно, многодневные гонки собак, запряжённых в нарты. Такие соревнования проходят в Америке, Канаде и в России на Камчатке. Здесь они проходят ежегодно с 1990-го года.
Источник

«И соломку подстелит, и массаж сделает»: кто стоит за победами гонщиков на собачьих упряжках

В эти выходные, 8 февраля, в Самарской области стартовала одна из крупнейших гонок на собачьих упряжках «Волга Квест — 2020». Впервые она попала в мировую арктическую серию наравне с гонками США и Норвегии .

Две трассы: 250 км и 460 км займут от 3 дней до недели в пути. Пройти их каюры и их натренированные собаки не смогли бы без своих главных помощников — хендлеров.

С лопатой не расстается

Пока московский гонщик Павел Александров и его сибирские хаски преодолевают километры по заснеженным просторам Самарской Луки, хрупкая 21-летняя девушка Наталья Сухова на морозе готовит им уютный ночлег: копает траншеи, можно сказать «накрывает стол». Но к приезду каюра ее работа не заканчивается.

— Я приезжаю на точку отдыха раньше. Первым делом нужно выкопать траншею для стейк-аута 17-18 метров в длину и 3 метра в ширину, почти до самой земли, затем положить туда сено и потом уже можно цеплять собак на стейк-аут, — рассказывает Наталья. — Роют траншеи для того, чтобы собаки не замерзли и не заболели. Их температура тела очень высокая и снег под ними тает. В итоге собаки будут просто спать в луже, а когда побегут мокрые — замерзнут, и последствия могут быть вплоть до пневмонии. А в траншее они в тепле, сухости, со всех сторон закрыты от ветра.

Почти за каждым из гонщиков на собачьих упряжках есть надежный тыл — их хэндлер Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

К примеру, первый контрольный пункт в «Волга Квесте — 2020» — Сосновый Солонец. От села Ширяево , где стартовала гонка, до него 60 км. За какое время каюр пройдет это расстояние, Наталья не знает, ведь это зависит от гонщика, собак и погодных условий. Но, как правило, времени не так много — пара часов. Чтобы уложиться в это время, лопатой приходится помахать активно, да еще и сугробы немаленькие. За оставшееся время девушка раскладывает сено и устанавливает стейк-ауты. Помогать некому.

Читайте также  Выпадение прямой кишки — ректальный пролапс у собаки

— А кто? Другие хэндлеры занимаются своими траншеями. У хэндлеров не остается сил на помощь. Иногда можно надеяться на волонтеров, но лучше рассчитывать на себя, — признается Наталья Сухова.

Хэндлер — это умение, опыт и любовь к животным! Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

Мастера массажа

Когда каюр прибудет на место назначения, у хэндлера уже должна быть заготовлена еда для собак. Но накормить их — только полдела.

— Собакам нужно сделать массаж. Он бывает разный: разогревающий или расслабляющий. Когда собаки приходят, у них очень сильная нагрузка на мышцы, как у всех спортсменов, поэтому им нужно сделать расслабляющий массаж, чтобы мышцы сильно не забивались. Массирую все тело, — рассказывает девушка.

Этому навыку Наталья обучалась несколько лет и продолжает это делать.

— Проходят специальные семинары по массажу для собак. Я лично училась у Блейка Фрекинга. Это известный американский гонщик на собачьих упряжках. Он периодически приезжает в Россию и делится опытом. Массаж может длиться от 20 минут и дольше. Все зависит от забитости мышц собаки, — рассказывает Наталья.

Хэндлер вместе с гонщиком следит за состоянием собак, готовит их к очередному старту Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

Даже позавидуешь такому сервису, особенно когда он включает еще и своеобразные «спа-процедуры» для лап. Это не роскошь, а необходимость, ведь в процессе длительного забега на лапах собак образуются микротрещины. Тапочки, которыми каюры пытаются обезопасить своих питомцев, — конструкция ненадежная, часто слетают, поэтому есть риск и осколок льда в лапу получить.

— Я мажу лапы наших собак особой мазью, изготовленной по секретному рецепту. Она помогает увлажнять кожу и восстанавливать, если появляются раны. Мазь их залечивает, обеззараживает. В моей — еще достаточное количество жира, который впитывается, и раны быстрее затягиваются. Еще жир помогает подушечкам оставаться мягкими. Это почти как обычный крем для рук, — улыбается юный хэндлер.

Если гонщик не сильно устал, он может помогать своему «Санчо Пансо»: подкармливает собак или делает массаж. Но основной груз работы ложится, конечно, на хэндлера.

После небольшой передышки новая работа: накормить собак, приготовить их, запрячь в нарты, вывести на старт и дальше к новой контрольной точке — и все по кругу.

Хэндлер выводит команду на старт и тут же едет на место новой встречи Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

Как стать хэндлером?

Хэндлерами могут быть те же гонщики, которые просто не участвуют в конкретной гонке, могут быть любители, которые души не чают в животных. Но в любом случае — это призвание. Наталья Сухова выбрала его в 14-лет.

— Я начала ездить со своим пшеничным терьером. Мы раньше занимались аджилити. Это бег с препятствиями на скорость. Потом у нас площадка сгорела, нам негде стало заниматься и собака заскучала. Правда, ненадолго. Как говорит Наталья Сухова, все решил случай.

— Я абсолютно случайно наткнулась на тренера в нашем городе. Она взяла меня на гонку, помогать ей с маламутами и заодно посмотреть на эту кухню. Я там увидела двух собак той же породы, что и моя, которые стартовали на небольшой упряжке. И, представляете, они выиграли у сибирских хаски. Я впечатлилась и начала заниматься. Стала ездить на летние сборы в Пермском крае.

на плечах хрупкой Натальи Суховой забота обо всей команде Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

После 11 класса девушка переехала в Иркутск учиться, но заниматься гонками на собачьих упряжках не бросила. Более того, она попала к именитым гонщикам.

— В Иркутске как раз усадьба Тюрюминых . Олег и Арсений известные в наших кругах. Арсений, кстати, победитель «Волга Квеста». У них питомник, где живут 70 аляскинских хаски. В общем, я начала заниматься у них. И получила огромный опыт.

Наталья уверена, что он пригодится ей, когда она сама будет рассекать на своей собачьей упряжке по просторам «Волга Квеста».

— Пока я учусь. Гоняться, конечно, тоже хочется, но я хочу стартовать со своими собаками, а для этого нужен свои питомник, следовательно много денег. Чтобы создать хорошую упряжку, нужно не меньше 20 собак, чтобы был выбор при формировании упряжки, кого на какую позицию поставить. Из них нужно выбрать восемь или двенадцать. Все впереди.

СПРАВКА КП

Известная Международная гонка на собачьих упряжках «Волга Квест» вернулась спустя два года. Сделала это феерично в составе крупнейшей Мировой Арктической Серии, наравне с гонками США и Норвегии.

Старт соревнованиям был дан 8 февраля в селе Ширяево. На старт вышли 23 команды со всей страны. География впечатляет — Байкал , Москва , Ижевск , Иркутск, Вологда , Тюмень , Самара , Тольятти и другие города.

17 команд выбрали — дистанцию в 250 км, 6 команд — в 460 км. Путь гонщиков проходит с юга на север через Самарскую и Ульяновскую области. Первый этап «Волга Квеста» на 250 км завершился 10 февраля. Самые стойкие продолжат путь и пойдут на этап «Большая Волга» в 460 км. Они стартуют 12 февраля и повторно пройдут тот же круг. Победителей будут награждать 14 февраля.

Гонки на собачьих упряжках: популярный вид ездового спорта с собакой, правила проведения соревнований и требования к породам

К зимним дисциплинам ездового спорта с собакой относят:

  • гонки на собачьих упряжках;
  • скипуллинг – гонки собак, запряженных в пулку (маленькие сани), в которых участвуют от 1 до 4 собак;
  • скиджоринг – гонки лыжников с участием 1-2 собак.

Класс гонок определяет количество собак в упряжке и протяженность маршрута:

  • не лимитированный – может принимать участие любое количество собак;
  • лимитированный – в данном случае существует регламент, устанавливающий количество животных в упряжке;
  • спринт – заезд на короткую дистанцию, в котором может участвовать 4, 6, 8 собак;
  • на средние дистанции – до 500 км;
  • на длинные дистанции – свыше 500 км;
  • с отягощением – специальным грузом в санях;
  • спортивное ориентирование – заезд по незнакомому маршруту, когда участники должны ориентироваться по компасу и карте;
  • многодневные гонки – поэтапные соревнования, в которых участники ежедневно должны проходить определенное расстояние.

Существуют и летние формы ездового спорта – драйленд.

Правила проведения соревнований

Как любой другой профессиональный вид спорта, ездовой спорт на собачьих упряжках имеет свои правила, регламент проведения и требования к участникам:

  • Должен быть соблюден температурный режим. Измерения проводятся за 30 минут до начала соревнований. В случае несоответствия регламенту сокращается дистанция или же гонки откладываются до наступления благоприятных погодных условий.
  • Трасса. Длина трассы должна строго соответствовать классу проводимых соревнований и не может быть менее 25 км. Длина трассы должна быть заявлена в анонсе. Существуют положения по разметке трассы, маркировке знаками и указателями, правила ограждения участков заезда.
  • Возраст гонщика на день проведения соревнований должен составлять полных 12 лет для участия в спринте с 2мя собаками. Для заезда на средние дистанции не более чем с четырьмя собаками возраст спортсмена должен быть не менее 14 лет. С 16 лет гонщик допускается ко всем видам и классам соревнований.
  • Возраст собаки на момент соревнования должен быть не менее 15 мес. для спринта, и не менее 18 мес. для пулки и скриджоринга. К участию в состязаниях допускаются физически здоровые, чипированные или клейменные собаки с наличием ветеринарных документов.
  • Порода и родословная не имеют значения, но собаки, не имеющие родословной, не смогут получить рабочий титул по итогу соревнования. Не допускаются течные, беременные и кормящие суки.

За час до начала гонки проводится осмотр экипировки. Запрещается использовать обычную прогулочную амуницию, кнуты, удавки, электроошейники, намордники.

Допуск к старту, замена гонщика, уменьшение или увеличение количества собак в упряжке проводится только с разрешения Главного судьи соревнований и/или ветеринарного врача. За грубое поведение по отношению к собакам или остальным участникам гонок спортсмен может быть дисквалифицирован.

Породы собак для езды в упряжках

Традиционными породами для гонки на собачьих упряжках считаются крепкие, выносливые, тяговые собаки:

  • аляскинский маламут;
  • сибирский хаски;
  • гренландская собака;
  • самоедская собака;
  • эскимосская лайка;
  • камчатская ездовая.

Тем не менее, участвовать в гонках могут собаки любых пород, в том числе беспородные, но обладающие такими качествами, как: выносливость на средних и длинных дистанциях, способность развивать высокую скорость по рыхлому или скользкому снегу, хорошая переносимость низки температур, высокий уровень социализации, неконфликтность и беспрекословное послушание каюру.

Снаряжение

Для участия в гонках предусмотрено использование специальной экипировки, обеспечивающей максимальный комфорт и безопасность животному. Вся амуниция должна быть изготовлена из легких и прочных синтетических материалов.

Шлея специальной конструкции обеспечивает равномерное распределение нагрузки во время рывка и движения собаки. В идеале она должна быть изготовлена на заказ, с мягкой подкладкой, с учетом особенностей и размера животного или иметь возможность подгона по груди и шее. Специальный потяг (амортизатор) соединяющий шлею собаки и спортсмена, защищает позвоночник животного от резких и чрезмерных нагрузок.

С чего начинать тренировки

Занятие ездовым спортом требует специальной подготовки. Это сложная дисциплина, занятия должны проводиться тренером на специально оборудованной площадке, в команде. Одно из важных условий – абсолютное послушание собаки, поэтому сначала придется пройти общий курс дрессировки.

Тренировки собак для участия в гонках начинают в возрасте 4-6 месяцев. Ездовым (рабочим) породам требуется меньше времени для приобретения и усвоения необходимых навыков и к 1 году они полностью готовы к соревнованиям. Собакам других пород может понадобиться немного больше времени.

Хорошо, если решение заняться ездовым спортом приходит на этапе выбора щенка – так вы сможете подобрать собаку по рабочим характеристикам родителей, сильных и выносливых представителей породы. Декоративные выставочные представители не всегда смогут оправдать ваши ожидания в спорте.

Терминология

Гонка – программа состязания в указанной дисциплине, классе.

Заезд – прохождение дистанции.

Территория состязаний – место, где размещены все объекты: стоянки, стейк-аут (место размещения собак), стартовые и финишные зоны, зона размещения судейского состава и обслуживающего персонала, зрительская зона, непосредственно трассы.

Упряжка – собаки, запряженные в нарту, пулку и т.д.

Гонщик – управляющий упряжкой.

Хендлер – помощник гонщика на старте, финише, чек-поинтах.

Снаряжение – предметы одежды, оборудования, амуниции.

Свободная собака (упряжка) – животное (упряжка) без привязи на территории состязаний.

Совет

Гонки на собачьих упряжках — это интересный и увлекательный вид спорта, требующий немалых физических усилий и от питомца и от погонщика. Только дисциплина и регулярные тренировки помогут достичь успеха и поставленных целей. Обратитесь в местный кинологический клуб, где вам помогут подобрать оптимальный режим занятий и обеспечить необходимый уровень подготовки.