Значение игр в жизни животных

Формирование общения в играх животных

Игра имеет большое значение не только для формирования поведения отдельной особи, но и для регулирования отношений внутри животного сообщества. Особенно этому способствуют совместные игры, под которыми понимают игры, при которых наблюдаются согласованные действия хотя бы двух партнёров. Такие игры встречаются только у животных, которым свойственны развитые формы группового поведения.

Совместные игры чаще выполняются без предметов. В них, как и в манипуляционных играх, проявляются особенности образа жизни животного. Так, в совместных играх детёнышей хищных животных (например, кошачьих) широко распространена игровая борьба, нападение из засады, подкрадывание, преследование и так далее. При этом партнёры по игре постоянно меняются ролями, что позволяет каждому из них отработать разные элементы «охоты».

У детёнышей нехищных животных совместная игра состоит из общеподвижных игр, совместных прыжков, игрового бегства и так далее Игровая борьба, если она встречается у данных видов, включает в себя элементы брачного поведения, используемые впоследствии в междуусобной борьбе за самок и территорию.
Отношения, складывающиеся между партнёрами в ходе совместных игр, особенно при игровой борьбе, принимают чаще всего иерархический характер. Хотя эти субординационные отношения не всегда сохраняются после взросления особей, элементы антагонистического поведения и соподчинения установлены в играх многих млекопитающих.

Так, у псовых с 1-1,5 месяцев наблюдаются игровые «нападения» на собратьев с признаками импонирования и запугивания. При этом используются соответствующие выразительные позы и движения, имеющие сигнальное значение. Например, «трепание» партнёра и наскакивание на него являются не только проявлением «грубой» физической силы, но и носят признаки неритуализованного демонстрационного поведения, являясь средством психического воздействия на партнёра, запугивания. Ретуализованные формы общения, не смотря на то, что они появляются в онтогенезе довольно рано, но начинают выполнять свою роль значительно позже.

При совместных манипуляционных играх животные включают в свои совместные действия в качестве объекта игры какие-либо предметы, которые могут одновременно служить и заменой натурального пищевого объекта (например, жертвы у хищных). Хотя в процессе манипуляционных игр общение между партнёрами носит опосредованный характер, такие игры выполняют большую коммуникативную роль.
В качестве примера совместной манипуляционной игры можно привести описанные Вюстехубе совместные действия трёх молодых хорьков с пустой консервной банкой. Сначала животные случайно уронили банку в таз умывальника, а затем сбрасывали её туда специально ради получаемого шумового эффекта. Если зверьки получали для игры резиновый мячик, который в тазу не гремел, хорьки с ним так не играли, а находили впоследствии твёрдый предмет и возобновляли «шумовую» игру.
Элементы общения, демонстрационного поведения отчётливо проявляются и в «трофейных» играх, когда каждый из участников игры пытается овладеть объектом игры (мячом, палкой, тряпкой). Во время оспаривания, захвата и отнятия объекта определяется лидерство среди играющих детёнышей. Демонстрация обладания объектом игры, когда «победитель» убегает с ним или продолжает играть самостоятельно, служит повышению авторитета данной особи в группе.
В процессе игры отрабатывается согласованность деятельности партнёров на основе обоюдной врождённой сигнализации. Практически все действия играющих имеют определённое сигнальное значение, хотя удельный вес сигнального компонента в них может быть разным. Лишь ритуализированные движения являются только сигнальными и всецело служат только для коммуникации.

Сигналы, которыми обмениваются партнёры по игре, выполняют роль ключевых стимулов игрового поведения. Это могут быть специфические позы, движения, звуки, оповещающие партнёра о готовности к игре и «приглашающие» его принять в ней участие. Такое «заигрывание», например, у обезьян, осуществляется путём наскакивания, подёргивания за хвост или волосы, шлепков и так далее. Эти сигналы, являющиеся по существу сигналами агрессивного поведения, в игровой ситуации функционируют как «мирные».

Не менее важными являются сигналы, предотвращающие «серьёзный» исход игровой борьбы, позволяющие животным отличить игру от «неигры». Без этого игровая борьба может легко перейти в настоящую. Эти сигналы явно родственны позам и движениям «умиротворения» при подлинных стычках взрослых животных во время определения иерархии в группе, они главным образом и создают общую «игровую ситуацию». Следует заметить, что при игровой активности общение развивается в единстве с моторикой.

Таким образом, значение совместных игр для формирования у животных коммуникативных компонентов взрослого поведения чрезвычайно велико. Для многих видов животных доказано, что если лишить детёнышей возможности совместно играть, то во взрослом состоянии сфера общения окажется заметно ущемлённой или искажённой. Например, у морских свинок это выражается в сохранении инфантильного поведения после полового созревания и в ненормальных реакциях на сородичей и других животных (П. И И.Кункель). У самцов крыс и норок нарушается воспроизводительная функция, так как совместные игры этих животных содержат основные двигательные элементы взрослого самцового поведения. Щенки койота, выращенные без игрового общения, обнаруживают в последствии повышенную агрессивность.

Особенно велико значение совместных игр детёнышей для дальнейшей жизни особи у обезьян. Известные исследователи поведения приматов С.Л.Уошберн и И. Де Воре подчёркивали, что без игры у этих видов невозможно развитие нормальных форм общения и стадного поведения в целом. Молодые обезьяны учатся общаться друг с другом в «игровых группах», то есть в группах совместно играющих детёнышей, где они «практикуют умения и формы поведения взрослой жизни».

Важно отметить, что функцию партнёра по игре с успехом может осуществлять животное другого вида и человек. При этом формирование полноценных форм общения, например, у обезьян и у детёнышей хищных млекопитающих (медвежат, волчат и других) происходит без помех. Все эти животные в дальнейшем оказываются вполне способными к нормальному общению с сородичами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дидактические игры для формирования понятий «Дикие и домашние животные»

Валентина Литвинова
Дидактические игры для формирования понятий «Дикие и домашние животные»

1 «О ком я говорю»

Цель: Уточнять и активизировать словарный запас. Учить детей определять форму предложного падежа имен существительных в единственном падеже с предлогом «о».

Трусливый, длинноухий, серый или белый (О зайце)

Бурый, косолапый, голодный, неуклюжий, (О медведе)

Серый, злой, голодный (О волке)

Хитрая, рыжая, ловкая (О лисе)

Пушистая, прыгучая, рыжая (белке)

Маленький, колючий, круглый (О еже)

2 «Придумай загадку»

Цель: Учить детей подмечать характерные признаки животных, узнавать их по описанию и создавать описания по плану, ориентироваться на понимание другими людьми. Развивать речь, вербальное воображение, фантазию.

3 «Птицы, звери, рыбы»

Цель: Организовать применение детьми умения классифицировать животных по различным основаниям с учетом игровой задачи, уточнить названия зверей, птиц и рыб.

4 «Домашние животные и их детеныши»

Цель : помочь запомнить название животных и их детенышей.

5 «Сложи животное».

Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

6 «Кто где живёт»

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

7 «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

— Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

— Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

— Серый, злой, голодный. (Волк.)

— Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

— Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.

8 «Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.

— Скажите, как подают голос звери?

— Что делает волк — (воет).

— Что делает лиса — … (тявкает).

— Что делает медведь — … (ревет).

— Что делает белка — … (цокоет).

Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:

Однажды утром лесные звери проснулись и видят,что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя… Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.

И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

10 «Узнайте животное».

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам развивать фонематический слух, внимание.

Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.

Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.

11 «Кто как передвигается»

Расширить знания о животных, птицах, насекомых. Знать их особенности, среду обитания, питание, врагов и т. д. Анализировать объекты природы, выделять их существенные признаки, учиться фиксировать эти признаки и объединять объекты в группы.

Ход игры:

Воспитатель называет разных животных, а ребенок изображает, как они передвигаются (ползает, прыгает).

12 «Кто с хозяином живёт, что хозяину даёт?»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных, и пользе, которую они приносят.

13 «Охотник и пастух».

Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных.

14 «Экологические круги»

Цель: закрепление умений классифицировать животных по разным основаниям, выделять существенные признаки отдельных групп животных.

Варианты игры:

1. разложить животных по средам обитания: наземной (почва, земля, воздушной (воздух, водной (вода);

2. разложить животныхкаждой группы по подгруппам:

— рыбы (морские, пресноводные);

-птицы (перелётные, зимующие, не летающие, дикие, домашние);

— звери (дикие, домашние, травоядные, хищники).

15 «Построй домик животному»

Цель: Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о «стройматериалах»; формировать умение подбирать правильный материал для постройки «дома» любому из животных.

16 «Похож- не похож»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.

Читайте также  Чесоточный клещ у кошек. Виды паразита и способы лечения

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

18 «Рассели животных по домам»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь

19 «Заведём домашних животных»

Цель: Закрепить знания детей об использовании людьми домашних животных в своем хозяйстве.

Формировать представления детей о том, что домашние животные не могут выжить без человека и человек в ответе за тех, кого приручил.

20 «Разговор диких и домашних животных» Сформировать у детей понятие о том, по каким признакам определяются понятия «домашние» и «дикие» животные.

Формировать у детей мыслительную операцию «обобщение».

Сформировать у детей понятие о том, что вмешательство в жизнь диких животных недопустимо и влечет за собой негативные последствия.

Воспитывать у детей любознательность.

Игровая задача:«Поговорить» за домашних и диких животных определить признаки, по которым домашние животные отличаются от диких.

21 «Чем питаются животные

Цель: формировать представление о питании домашних и лесных животных.

Конспект занятия «Домашние и дикие животные» Тема: Дикие и домашние животные Цель: Формировать у детей представление о домашних и диких животных. Развивать логическое мышление, внимание,.

Игра «Дикие и домашние животные» Цель игры: Закрепление знания детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных. Задачи: 1. Познавательная. Закреплять знания.

Сценарий КВН в подготовительной группе «Дикие и домашние животные» КВН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» Учитель-логопед Галиуллина М. М. февраль 2015 года Цели:.

Макет «Дикие и домашние животные» В этом году в нашей группе появились макеты: «Домашние и дикие животные». Макеты изготовлены из картонных коробок,на них нарисованы лес.

Макет «Дикие и домашние животные» Сегодня я представляю вашему вниманию макет «Дикие и домашние животные», который сделала своими руками для развивающей среды в группе..

Макет «Домашние и дикие животные» своими руками Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию макет»Домашние и дикие животные»,который я сделала за один вечер. Для его создания я использовала:доску.

Макет «Домашние и дикие животные» Зачастую в нашей работе нам (воспитателям)часто приходиться работать с родителями односторонне. Сколько бы ты не объяснял значимость совместной.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Дикие и домашние животные» Продолжая тему дидактических игр,на кроватках, предлагаю вашему вниманию еще одну очень увлекательную игру: «Дикие и домашние животные».

Рекомендации для родителей по темам «Дикие животные», «Домашние животные» Уважаемые родители! С 09.11 по 13.11 в группе реализуется тематическая неделя: «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных».

Игры животных: почему и зачем?

Что такое игра? Четкого определения игры до сих пор нет, хотя все понимают, о чем идет речь. Невозможно не любоваться играющими щенками или котятами. Игра — поведение типичное для развивающегося организма. Для некоторых животных точно определен возраст, когда они играют. Например, у лабораторных крыс игровое поведение наблюдается с 22-24 дня по 60 день жизни, у хомяков — с 28 дня по 58-68 дни. Часто игру начинает взрослое животное (мать): львица побуждает львят ловить кончик ее хвоста, обезьяны поворачивают на спину и щекочут своих малышей, кошки, вылизывая котят, затевают с ними борьбу.

В играх различных животных можно выделить общие признаки. Движения в игре не отличаются от тех, которые встречаются в иных ситуациях: охота, умерщвление добычи, драка, погоня, половая активность. Наблюдая за игрой котенка с клубком шерсти, нельзя не увидеть сходства с охотой на мышей, а прыжки и движения лап при ловле подвешенной на нитке бумажки такие же, как при охоте взрослой кошки на птиц. К. Лоренц описывает, как взрослая кошка защищает своих котят от собаки — она идет на нее характерным боковым движением на вытянутых лапах, взъерошив шерсть и распушив хвост. Подобные характерные передвижения боком часто можно наблюдать у играющих котят, но они никогда не используются в драке взрослых кошек. Несмотря на имитацию охоты или драки, животные не наносят друг другу серьезного вреда. В игре часто сочетаются элементы разных типов поведения, не связанных между собой во взрослой жизни, например, охотничье и половое. Порядок, с которым движения следуют друг за другом, также может не соответствовать поведению взрослого животного, а иногда быть прямо противоположным. Элементы игры бывают преувеличены, многократно повторяются, но часто не завершаются. Обычно животное подает сигнал о том, что оно собирается начать игру. У макак-резусов — это «игровая мимика», у кошек и собак припадание на грудь и передние лапы. Иногда в игре животное использует совершенно новое движение, которое не встречается у взрослых животных. Описано игровое сальто у ручного барсука и кувырок через голову с изменением маршрута у щенка, убегавшего от матери. Игровое поведение легко прерывается и животное возвращается к обычной жизни.

Ученые пришли к выводу, что в основе игрового поведения лежит мотивация (потребность, желание), отличная от мотивации того поведения, которое изображается в игре (в охоте — мотивация голода, в половом поведении — мотивация продолжения рода и т. д.). Мотивация, которая лежит в основе игры, настолько сильная, что может конкурировать с другими желаниями животного. Например, молодая шимпанзе, которую не кормили в течение 15 часов, в 40 % случаев выбирала игру с другими обезьянами, а не пищу. Животные разных видов, которые живут в одном доме, часто играют вместе. Собака и кошка могут играть в прятки, преследование, нападение. Описаны игры собаки и лисицы, выросших в одном доме.

Зачем нужна игра? Прежде всего, игра — это тренировка для развития мышечной, опорно-двигательной, дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Она способствует увеличению мышечной массы, массы сердца, плотности капиллярного (мелкие сосудики в органах) русла, повышению жизненной емкости легких, скорости роста организма. Игра знакомит молодое животное с окружающей средой. Котенок, играющий с клубком шерсти, начинает понимать, что не все маленькие, мягкие, быстро передвигающиеся предметы съедобны, как мыши. Лишение животного возможности играть имеет далеко идущие последствия. Макака-резус, выросшая изолированно от других обезьян с манекеном матери (каркас, обшитый мехом, в котором укреплялась бутылочка с молоком), не умела впоследствии играть со сверстниками, устанавливать нормальные отношения с сородичами и в дальнейшем — спариваться. Сложности в период полового поведения наблюдали и у собак, выросших без общения с другими собаками. Отдельные элементы полового, охотничьего поведения отрабатываются в играх детенышей еще до наступления половой зрелости, поэтому развитие поведения носит опережающий характер.

Исследование энергетического обмена организма выявило обратную зависимость между уровнем обмена веществ в покое и игровой активностью. Так что игра восполняет дефицит энергетических затрат организма в молодом возрасте.

Изучение активности нервных клеток теменной области коры мозга показало, что их способность отвечать на несколько раздражителей (свет, звук, прикосновение к коже) возрастает от 6% клеток у 8-10 дневных котят до 89% у 49-50 дневных, то есть совпадает с развитием игрового поведения. Следовательно, игра необходима для развития не только телесных, но и мозговых структур организма.

Изучение игрового поведения позволяет сделать практические выводы:
1) молодому животному игра жизненно необходима,
2) игру хорошо использовать для обучения собаки, кошки и других животных, так как это самый удачный период для получения животными новых навыков, информации об окружающей

Внеклассное мероприятие «Значение животных в жизни человека».

Тема: «Значение животных в жизни человека».

Цель и задачи: познакомить учащихся с лечебными свойствами животных, с их ролью на войне, с Красной книгой, формировать бережное отношение к братьям меньшим, умение делать выводы, обобщать, анализировать;

развивать познавательный интерес, речь, память, внимание, мышление, кругозор;

воспитывать самостоятельность, коллективизм, аккуратность, прививать любовь и бережное отношение к окружающему миру, воспитывать чувство благодарности к животным, внесшим посильный вклад в сражениях человека.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, шапка учёного, 2 белых халата, военная форма, домашние животные (черепахи, морская свинка), Красная книга, игрушечные талисманы 22 Олимпийских игр, иллюстрации животных, пазлы с изображением животных, корзина с конфетами – загадками.

Звучит музыка «В мире животных».

“ Все – все – все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь хищным покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все, все – все на свете
На свете нужны
И это все дети запомнить должны!”

— Уважаемые гости, мы пригласили Вас на наше внеклассное занятие

«Знай и люби животных». Надеемся, что уйдёте от нас с хорошим настроением и большим запасом знаний.

В течение всего занятия мы решили провести исследовательскую работу и узнать, какое значение имеют животные в жизни человека.

2. Исследовательская работа.

Каждый россиянин знает, что в нашей стране сейчас проходит торжественное событие в г.Сочи – Олимпиада. Вы знаете, что талисманами Олимпийских игр выбраны животные. Кто является талисманом? (Белый Мишка, Белый Зайка, Белый Леопард). Они нас будут сопровождать в течение всего занятия.

Тема исследования: «Значение животных в жизни человека».

Некоторым ученикам нашего класса было дано задание вместе с талисманами Олимпиады определить цель, задачи, гипотезу и методы исследования. Давайте их послушаем.

Читайте также  Вирусный конъюнктивит у кошек: причины возникновения, лечение и профилактика

-Вместе с Белым Мишкой мы задались целью исследования: определить значение животных в жизни человека. (Зажарская А.).

-Для достижения цели нами были определены задачи исследования (Полухин М.):

Изучить необходимую литературу и определить роль животных в жизни человека.

Собрать как можно больше информации о жизни животных.

Познакомиться с Красной книгой Белгородской области.

Провести беседу, взять интервью у родственников , знакомых и выяснить, что они знают о значении животных в жизни людей.

5)Сделать вывод на основе исследований.

-Вместе с Леопардом я выдвинул гипотезу исследования: животные играют огромную роль в жизни человека. ( Жолобова А.)

-Существует пять Олимпийских колец, в которые я предлагаю заключить методы исследования: наблюдение, сбор информации из различных источников, анкетирование, опрос, интервью.

3. Сообщение о лечении с помощью животных.

-Животные доставляют нам не только радость общения, но и являются прекрасными докторами. Два доктора нашего класса подготовили сообщение с презентацией о лечении с помощь животных.

-Лечение с помощью животных одно из древнейших направлений в медицине – это анимотерапия. Анимотерапия — от латинского «анимал»- животное. В наше время анимотерапия получила большое признание .

Кошки самые распространённые «целители». Кошки способны избавить человека от боли. Мурлыканье и коготки иголочки благотворно воздействуют на переломы, уменьшают боли в суставах.

Лечение с помощью собак. Собака одна из первых стала не только другом, но и ещё лечащим врачом у человека. Хвостатые доктора помогут при: бессоннице, нервном напряжении, слюна собак заживляет раны.

Лечение с помощью дельфинов. Основой лечения является ультразвук, который издают эти животные. Ультразвуковые сигналы дельфинов снимают боль, успешно лечат ДЦП, психические травмы.

Человек давно дружит с этими животными. В последнее время лошадей стали применять для лечения ДЦП, при нарушении умственного развития и речи детей.

Ценность представляет слюна пиявок. Пиявки лечат: сердечную недостаточность, астму, бронхиты, гастриты и др.

Лечение с помощью пчёл и продуктов их жизнедеятельности.

Человек использует для лечения: мёд, яд пчёл, воск, маточное молочко. С помощью ужаливания пчёл лечат многие болезни. Мёд лечит простуды,

успокаивает нервную систему, заживляет раны.

Общение с хомячками и Морскими свинками помогает неуверенным в себе людям, проходит замкнутость, неуверенность в себе, люди становятся более общительными.

Попугаи являются хорошими психотерапевтами. Наблюдать и слушать их чириканье можно бесконечно долго. Это благотворно влияет на нервную систему: человек успокаивается, отвлекается от неприятностей, улучшается настроение.

Лечение аквариумными рыбками. Наблюдение за рыбками поможет отвлечься и успокоиться. Кроме того, вода аквариума увлажняет воздух, делая его более полезным. Аквариумные рыбки крайне полезны людям при астме и частыми простудами.

-Можно сделать вывод: Животные доставляют нам не только радость общения, но и являются прекрасными докторами. Будьте добры к своим питомцам, они ещё не раз придут к вам на помощь, вылечат вас от разных болезней. Они любят нас без всяких условий и готовы отдать за нас жизнь.

4. Сообщение о животных на войне.

Звучит музыка о войне.

— Мы сейчас живём в мирное время, но в истории нашей страны было не мало воин, которые унесли жизни не только людей, но и животных, которые с играли не малую роль на войне.

Животные на войне. У них не было выбора.

— Вот уже много тысяч лет длится дружба человека с животными. Они помогают нам в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и весьма тяжелых. Собака была первым животным, которая стала помогать человеку на войне. В течение многих тысячелетий собаки считались боевыми животными. Их обучали и тренировали как профессиональных солдат. Так, в СССР были созданы специальные отряды собак-смертников, которые должны были стать живыми минами. На спину псам крепили вьюк с тротилом и взрывателем. Штырь упирался в корпус танка, отклонялся и вырывал чеку, после чего следовал взрыв.Партизанские отряды тоже использовали хвостатых бойцов. Задача собаки заключалась в том, чтобы как можно ближе подобраться к вражескому зданию, затем оставить взрывчатку и спокойно вернуться к хозяину.Партизанские отряды тоже использовали хвостатых бойцов. Задача собаки заключалась в том, чтобы как можно ближе подобраться к вражескому зданию, затем оставить взрывчатку и спокойно вернуться к хозяину. Были и собаки-десантники, которые прыгали с парашютом и принимали участие в десятках операции.

В армии основной тягловой силой была лошадь. В составе Красной Армии на начало войны находилось более двух миллионов лошадей, но их все равно катастрофически не хватало. В армии основной тягловой силой была лошадь. В составе Красной Армии на начало войны находилось более двух миллионов лошадей, но их все равно катастрофически не хватало.

В сражениях в Крыму и на Северном Кавказе самые тяжелые грузы возили выносливые ослики. Белорусские и русские партизаны проявили находчивость — приручили лосей и использовали их для рейдов по тылам врага. В 20-м веке слоны использовались в качестве передвижных наблюдательных и командных пунктов , а также как тягловая сила. Голуби заслужили боевую славу доставкой почты. Голуби заслужили боевую славу доставкой почты.

Вывод: Вот уже много тысяч лет длится дружба человека с животными. Они помогают нам в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и весьма тяжелых.

5. Сообщение о домашних животных.

1) Знакомство с Живым уголком, созданным детьми.

2) Рассказ на английском языке о кошке (Слаутина М.)

3) Рассказ об эксперименте с морскими свинками. (Носкова Д.)

4) Видео о домашних животных, созданное самим учащимся. (Марчук И.)

6. Интересные факты о животных

Ученик: (Глазков И.)

Чтобы яйцо страуса сварилось вкрутую, его надо кипятить не менее 40 минут.

У тигров не только полосатый мех, но и полосатая кожа..

У осьминога прямоугольный зрачок.

У жирафов самое большое сердце из всех наземных животных.

Крыса может обходиться без воды дольше, чем верблюд.

За сутки синица кормит своих птенцов 1000 раз.

Змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи.

Дельфины спят с одним открытым глазом.

У улитки около 25 000 зубов.

Показ Красной книги животных нашей области, созданной учащимися класса.

Не дразните собак, не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек!

И тогда воробьи песенкой разбудят,

А царапать и кусать вас никто не будет!

Ни к чему обижать бабочку на ветке,

Веселее в лесу от её расцветки.

Не пугайте жуков с длинными усами,

И поверьте, что жуки вас не тронут сами!

Если вам по душе красота земная,

Берегите её, устали не зная.

— Люди должны беречь животных. Но, к сожалению, многих мы не уберегли и их стало очень мало на Земле. Чтобы как – то сохранить отдельные виды, их заносят в Красную книгу.

-Перед Вами Красная книга животных России и Белгородской области.

Показ Красной книги животных нашей области, созданной учащимися класса.

Мы создали свою особую Красную книгу.

— Проведя беседу, взяв интервью у родственников и знакомых, мы узнали, каких животных, занесённых в Красную книгу Белгородской области они видели. Только этих животных мы поместили в свою Красную книгу.

Вывод: мясо животных используют в пищу, шерсть – для изготовления одежды.

1 команда. Белый Мишка

2 команда. Белый Зайка.

3 команда. Леопард.

Собрать пазлы с изображением животных.

Разделить животных по видам.

Сладкая пауза. Развернуть конфету, прочесть и загадать загадку.

Вывод: изучив различную литературу о животных, определив значение их для людей, проведя беседу и интервью, мы пришли к выводу, что животные играют огромную роль в жизни человека. Наша гипотеза подтвердилась.

Игровая деятельность животных

По поводу игровой деятельности животных существует несколько гипотез, но нет ни одной общепринятой. Можно выделить два основных комплекса гипотез по игровой деятельности.

Первый комплекс гипотез постулирут, что игровая деятельность — это специальный механизм созревания координационно-двигательных актов, то есть особый механизм научения.

Второй комплекс гипотез говорит о том, что игра — это шлифовка видоспецифических форм поведения, то есть здесь предполагается собственно инстинктивная природа игровой деятельности.

В обоих комплексах гипотез предполагается связь игровой деятельности с инстинктами, но в первой гипотезе отмечается доминирование процесса обучения при наличии инстинктивного только в зародыше.

В игровой деятельности можно обнаружить представительства самых различных форм поведенческой деятельности:

1) социальный элемент (отношения с сородичами);

2) брачное поведение;

3) элементы гнездостроения;

4) элементы заботы о потомстве;

5) элементы пищедобывательного поведения;

6) элементы реакций защиты и нападения и т.д.

При анализе игровой деятельности можно обнаружить в ней элементы всех поведенческих программ, свойственных данному виду животных. При этом для каждого вида существует иерархическая соподчиненность различных форм деятельности, отражаемая в игре. Например, у собак в игре доминирует половая форма деятельности, а у кошек преобладает охотничье поведение, у копытных в играх чаще проявляется “убегание от хищника”.

Лоренц в 1956 году выпустил работу “Инстинкты”, в которой уделил внимание и игровой деятельности. Он отметил:

Отличие игровой деятельности то вакуумной активности состоит в том, что при вакуумной активности происходит снижение порога чувствительности к релизерам, а при игре этого не наблюдается.

Второе. При игре инстинктивная деятельность происходит вообще без стимул-объектов (релизеров), которые запускают данный инстинкт в неигровой ситуации.

В наиболее сложных формах игры развиты у млекопитающих. Птицы, особенно наиболее умные — врановые, играют тоже. Утки, например, играют в “убегание от ястреба”.

Программа инстинктивной деятельности, развиваемая в игре, не зависит от высших нервных центров, блокирующих своим тормозным влиянием “срабатывание” инстинкта.

Этологи Боли и Гросс считают, что игра — это деятельность, лишенная специфического инстинктивного напряжения, так как она аналогична инстинктивной деятельности без завершающего акта. В этом причина того, что животному трудно сразу перейти от игры к другой форме поведения. Например,щенку трудно сразу перейти от игры в питание к настоящему питанию, требуется некоторое время для того, чтобы “забыть” игру.В то же время от настоящего поведения к игровому перейти очень просто. Пример, приведенный Карлом Гроссом: Белый медведь прыгнул из-за прикрытия на тюленя, но промахнулся. Медведь вернулся снова к айсбергу и прыгал несколько раз на то место, где лежал тюлень, пока не накрыл своим телом это место.

Читайте также  Глухота у кошек — причины и признаки потери слуха

Гросс считает, что игра — это тренировка, разработка тех вариантов фиксированных действий, которые позднее будут полезны. Лоренц же считает, что игра не является тренировкой инстинктов. Он полагает:

Больше, охотнее и чаще играют те виды, у которых беден врожденный инстинкт, а научение, напротив, богаче. Здесь может и не быть причинно-следственной зависимости между игрой и научением. Такая связь может быть между высоким интеллектом некоторых видов, с одной стороны, и склонностью к научению и игре, с другой стороны. Игры с предметами отмечены у всех видов млекопитающих, даже у рогатого скота ( животные с относительно низким интеллектом).

Лоренц считает, что больше других играют так называемые животные-космополиты, или “специалисты по неспециализации”. Такие животные могут жить в разных условиях, для строения их тела характерна относительная примитивность, а для их психики характерно крайнее любопытство. Например, такими животными являются врановые птицы, предки человека. и др. Игра, таким образом, является одним из индикаторов высоты организации данного таксона. Хотя некоторые игровые акты были отмечены даже у рыб ( например, игры с камешками отмечены у мармирид, отличающихся гигантским мозгом среди прочих рыб).

Играют преимущественно молодые животные в области, охраняемой родителями, то есть когда чувствуют себя в безопасности. В противном случае игровое поведение подавляется ориентировочным. В зоопарке играют даже взрослые животные, которые в природе в этом возрасте уже не играют, Видимо, животные зоопарка чувствуют себя охраняемыми. Может быть и другая причина игр животных зоопарка — они могут находиться в “детском” психическом возрасте из-за бедности условий обитания, то есть из-за сенсорной депривации.

Основным отличием игр детей от игр животных является социальный характер и опосредованность речевым сопровождением человеческих игр.Игра — “вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе”.Как и ритуал, игра представляет собой существование в некой виртуальной реальности, в которой знак и объект полагаются тождественными.

Значение игры в жизни человека и общества подробно рассмотрено нидерландским культурологом Йоханом Хёйзингой в книге “Homo Ludens” (1938) — “Человек Играющий”. По мнению Хёйзинги, “культура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается. Священный ритуал и праздничное состязание — вот две постоянно и повсюду возобновляющиеся формы, внутри которых культура вырастает как игра в игре. Состязание, как и любую другую игру, следует считать до некоторой степени бесцельным. Исход игры либо состязания важен лишь для тех, кто в качестве игрока или зрителя включается в игровую сферу и принимает правила игры”.

“С игрой связано понятие выигрыша, отсутствующее в одиночной игре и вступающее в силу только тогда, когда игра ведется одним против другого либо двумя противными партиями. Значение превосходства, завоеванного в результате выигрыша, имеет тенденцию разрастаться в иллюзию превосходства вообще. А с этим значение выигрыша выходит за рамки данной игры. Завоеванный в игре успех легко переходит с отдельного человека на целую группу.

В играх-состязаниях в игровом инстинкте далеко не в первую очередь проявляется жажда власти или воля к господству. Первичным является стремление превзойти других, быть первым и на правах первого удостоиться почестей. И только во вторую очередь встает вопрос, расширит ли вследствие этого личность или группа свою материальную власть”, — пишет Хёйзинга.

Анализируя творчество Хейзинги, отечественный культуролог П.С.Гуревич перечисляет следующие черты игровой деятельности, важные для становления человеческой культуры. Игра необходима индивиду как биологическая функция, играют животные, играют маленькие дети. В архаическом обществе те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), принимают игровую форму. Прежде, чем древний человек научился изменять окружающую среду посредством труда, он сделал это в собственном воображении, в сфере игры. Проиграв проекты собственной фантазии, проделав манипуляционные движения с вещами обихода в воображаемой ситуации, архаический человек проецирует движения заново уже в реальной, рабочей ситуации.

Социуму игра нужна в силу заключенного в ней смысла. Культура первоначально разыгрывается. От игр животных культура как игра отличается человеческим смыслом символов и текстов, задействованных в культурных феноменах. В качестве выигрыша человек, в отличие от животных, использует общественное признание. Даже в тех играх, которые люди ведут наедине с самими собой, не посвящая других в содержание этих игр, выигрыш или проигрыш признаётся внутренним идеалом, сформированным под воздействием социума.

Исследование игры, проведённое Хёйзингой, ведётся через рассмотрение экзистенциальных проблем человека. Американский аналитик Э.Берн подходит к проблеме игры с практических позиций. Сущность игры, по Берну, сводится к следующему: “Игра — это последовательность взаимодействий между двумя или большим числом людей, цель которой не совпадает с кажущейся (надувательство), которая апеллирует к слабостям обеих сторон (подвох), и которая завершается тем, что каждая сторона испытывает приятные или неприятные чувства (выигрыш)”.

Игровое поведение у животных

По поводу игровой деятельности животных существует несколько гипотез, но нет ни одной общепринятой. Можно выделить два основных комплекса гипотез по игровой деятельности. Первый, что игровая деятельность представляет собой специальный механизм созревания координационно-двигательных актов, то есть особый механизм научения. Второй комплекс гипотез говорит о том, что игра — это «шлифовка» видоспецифических форм поведения. Здесь предполагается инстинктивная природа игровой деятельности. В обоих комплексах гипотез предполагается связь игровой деятельности с инстинктами, но в первой гипотезе отмечается доминирование процесса обучения при наличии инстинктивного только «в зародыше».

В игровой деятельности животных можно обнаружить представительства самых различных форм поведенческой деятельности:

1) социальный элемент (отношения с сородичами);

2) брачное поведение;

3) элементы гнездостроения;

4) элементы заботы о потомстве;

5) элементы пищедобывательного поведения;

6) элементы реакций защиты и нападения и т. д.

При анализе игровой деятельности можно обнаружить в ней элементы всех поведенческих программ, свойственных данному виду животных. При этом для каждого вида существует иерархическая соподчиненность различных форм деятельности, отражаемая в игре. Например, у собак в игре доминирует половая форма деятельности, а у кошек преобладает охотничье поведение, у копытных в играх чаще проявляется «убегание от хищника».

Конрад Лоренц в 1956 году выпустил работу «Инстинкты», в которой уделил внимание и игровой деятельности. Он отметил, что первое отличие игровой деятельности от «вакуумной» активности состоит в том, что при вакуумной активности происходит снижение порога чувствительности к релизерам, а при игре этого не наблюдается. Второе. При игре, инстинктивная деятельность происходит вообще без стимул-объектов (релизеров), которые обычно «запускают» данный инстинкт в неигровой ситуации.

В наиболее сложных формах игры развиты у млекопитающих. Птицы, особенно наиболее умные, врановые, играют тоже. Утки, например, играют в «убегание от ястреба».

По-видимому, программа инстинктивной деятельности, развиваемая в игре, не зависит от высших нервных центров, блокирующих своим тормозным влиянием «срабатывание» инстинкта.

Этологи Боли и Гросс считают, что игра представляет собой особую деятельность, лишенную «специфического инстинктивного напряжения», так как она аналогична инстинктивной деятельности без завершающего акта. В этом и состоит причина того, что животному трудно сразу перейти от игры к другой форме поведения. Например, щенку трудно сразу перейти от игры в питание к настоящему питанию, требуется некоторое время для того, чтобы «забыть» игру. В то же время, от настоящего поведения к игровому перейти очень просто. Пример, приведенный Карлом Гроссом: белый медведь прыгнул из-за прикрытия на тюленя, но промахнулся. Медведь вернулся снова к айсбергу и прыгал несколько раз на то место, где лежал тюлень, пока не накрыл своим телом это место.

Гросс считает, что игра — это тренировка, разработка тех вариантов фиксированных действий, которые позднее будут полезны. Лоренц же считает, что игра не является тренировкой инстинктов. Он полагает: больше, охотнее и чаще играют те виды, у которых беден врожденный инстинкт, а научение, напротив, богаче. Здесь может и не быть причинно-следственной зависимости между игрой и научением. Такая связь может быть между высоким интеллектом некоторых видов, с одной стороны, и склонностью к научению и игре, с другой стороны. Игры с предметами отмечены у всех видов млекопитающих, даже у рогатого скота (это животные с относительно низким интеллектом).

Лоренц считает, что больше других играют так называемые животные-космополиты, или «специалисты по неспециализации». Такие животные могут жить в разных условиях, для строения их тела характерна относительная примитивность, а для их психики — крайнее любопытство.

Играют преимущественно молодые животные, в области, охраняемой родителями, то есть когда чувствуют себя в безопасности. В противном случае, игровое поведение подавляется ориентировочным. В зоопарке играют даже взрослые животные, которые в природе в этом возрасте уже не играют, Видимо, животные зоопарка чувствуют себя охраняемыми. [8,9]